Без рубрики

ответы 8,17,26,35,44



8. Реформирование банков в 1786г., деятельность Государственного заемного банка и Государственного ассигнационного банка.

К началу 1786 г. сложилось несколько точек зрения относительно даль-нейших преобразований в денежной и банковской сферах. И 10 апреля 1786 г. по предложению главного управляющего ассигнационными банками графа А.П. Шувалова (предложившего и свой проект реформы) была создана комиссия для приведения в порядок финансов империи и реорганизации ассигнационных и дворянских банков. Уже 15 июня 1786 г. члены данной комиссии предложили Совету при Высочайшем дворе общий план переустройства ассигнационных банков и проект манифеста об учреждении Заемного банка. Окончательным результатом деятельности комиссии стала банковская ре-форма, осуществленная в 1786 г. и включавшая:

преобразование дворянских банков в один Государственный Заемный;

объединение прежних двух Ассигнационных банков в один Государст-венный Ассигнационный банк.

 

Согласно Манифесту 1786 г. учрежденные банки должны были помогать друг другу и действовать совместно, сверять свои балансы. Однако в части ко-ординации действий планы не получили своего реального воплощения, но по-мощь все же осуществлялась. На практике она выразилась в периодической пе-редаче Ассигнационным банком Заемному банку денежных средств для осуще-ствления ссудных операций.

Государственный заемный банк Создание Государственного Заемного банка согласно Манифесту от 28 июня 1786 г. стало удачным продолжением политики расширения прав и приви-легий дворянства и купечества, поскольку его основной целью было долгосроч-ное ипотечное кредитование представителей именно этих сословий во всей Рос-сии. Однако на практике основной объем операций был связан с кредитованием столичного дворянства. Возглавил новый банк сенатор Петр Васильевич Завадовский, являвшийся ранее директором Санкт-Петербургского дворянского банка и входивший в со-став упоминавшейся комиссии по реорганизации банков. Банк открыл свои действия в январе 1787 г. и выдавал ссуды дворянству и купечеству под 5 % годовых. Дворянам кредит выдавался на 20 лет под залог имений с крепостными из расчета по 40 рублей на каждую ревизскую душу. При этом размер ссуды должен был быть не менее 1000 рублей. Купцам ссуда выда-валась под залог домов и заводов сроком на 22 года на сумму не более 75 % оценки недвижимого имущества. Однако на практике кредиты выдавались в ос-новном столичному дворянству. При банке была учреждена Страховая экспедиция, где могло быть застра-ховано от огня недвижимое имущество (в том числе каменные дома, заводы и фабрики), в первую очередь предоставлявшееся в залог при кредитовании. Прием вкладов банк осуществлял с выплатой 4,5 % годовых на срок не менее года. При этом в Заемном банке впервые стало четко действовать правило неприкосновенности вкладов частных лиц. Ни одно правительственное учреж-дение не имело права требовать выдачи денежных сумм вкладчиков, а также их конфискации. На вклады банк выдавал вкладчикам «передаточные» банковые билеты, которые могли ходить из рук в руки как векселя.

Если вкладчик хотел получить обратно вложенные в банк деньги, то он получал их либо сразу, либо по истечении определенного срока, что определя-лось размером требуемой суммы. Если размер вклада не превышал 10 тыс. руб., то его выдавали незамедлительно, если составлял более 10 тыс. руб. — через 7 дней, если более 100 тыс. руб. — через 2 месяца, более 500 тыс. руб. — через 3 месяца, 1 млн руб. — через 4 месяца25. Банк работал в условиях, когда его активы превышали пассивы, поскольку соответствие между этими величинами было желательным, но не обязательным. Кроме того, объемы просроченной задолженности постоянно наращивались, что являлось предметом беспокойства для руководства банка.

Государственный ассигнационный банк

Поскольку казна остро нуждалась в деньгах на покрытие бюджетного де-фицита, главный директор Ассигнационного банка граф А.П. Шувалов предло-жил начать выпуск новых ассигнаций, не обеспеченных металлическим покры-тием. По подсчетам комиссии выпуск ассигнаций на новых условиях должен был принести государству 18,3 млн руб. дохода. Более того, увеличение количества ассигнаций в обращении, по их мнению, должно было способствовать уве-личению капитала и развитию кредита. Новый устав Ассигнационного банка, основанный на проекте переустрой-ства ассигнационных банков, предложенном А.П. Шуваловым, был утвержден в декабре 1786 г. Согласно ему два эмиссионных банка (Петербургский и Москов-ский) были преобразованы в единый Государственный ассигнационный банк с правлением в Санкт-Петербурге и отделением в Москве. Новый банк получил право эмиссии ассигнаций на сумму до 100 млн руб. и приема вкладов под 4,5 %. В целом банк получил гораздо больше возможностей по сравнению с прежними банками. Так, в частности, он мог учитывать векселя из 0,5 % в месяц (однако долгое время подобная возможность оставалась лишь на бумаге), заниматься ку-плей-продажей меди (в том числе и продавать ее за границу), проводить торги зо-лотом и серебром, чеканить на Монетном дворе в Петербурге золотые, серебря-ные и медные монеты, регулировать соразмерное обращение медных и серебря-ных монет. Изначально предполагалось, что банк получит и кредитные функции и в итоге станет аналогом Английского банка, т.е. в стране будет действовать цен-тральный банк. Однако целый ряд обстоятельств (в первую очередь политиче-ских, в т.ч. связанных с военными действиями) не позволил осуществить эти планы. В ходе преобразования банка в 1786 г. были утверждены новые образцы ассигнаций достоинством 100, 50, 25, 10 и 5 рублей. Принципиальным было введение мелких номиналов 5 и 10 рублей. Таким образом, с этого времени ас-сигнации предназначались для использования всеми слоями населения. Как и ранее, ассигнации с крупными номиналами печатались на белой бумаге, а вот вновь введенные пятирублевые отпечатывали на синей, десятирублевые же — на красной. Право подписи ассигнаций с этого времени получили директора столичных контор банка. С этого времени в России начался выпуск ассигнаций без увеличения ме-таллического покрытия, что привело к резкому снижению их курса. В середине 90-х гг. XVIII в. были предприняты попытки, направленные на его повышение, которые позволили несколько улучшить ситуацию.

 

17. Охарактеризуйте разновидности и спектр операций организаций ипотечного кредитования в России во второй половине XIXв. — начале XXв.

 

     В России второй половины XVIII – начала XX вв. сельское хозяйство являлось ведущей отраслью экономики, в значительной степени развивающейся за счёт поземельного кредита (ипотеки) – разновидности залога, при котором обеспечение обязательств осуществляется недвижимым имуществом и, главным образом, землёй должника.

     До середины XIX в. ссуды выдавались только дворянам под залог имений, а предметом залога являлись крепостные души, к которым относились также и малолетние дети. Лишь после 1861 г. стали появляться первые ипотечные учреждения, основанные на капиталистических принципах функционирования.

     В 1866 г. ради удовлетворения потребности крупных земельных собственников в ссудах для развития сельскохозяйственного производства было создано Общество взаимного поземельного кредита. Общество предоставляло долгосрочные ссуды, источником которых являлись облигационные займы под залог недвижимости и, в первую очередь, частновладельческой земли [1, c. 49].

     Известно, что на частные земли в конце XIX – начале XX вв. приходилось около четверти территории Европейской России (101,7 млн. дес.), из которых 86 млн. дес. находились в личной собственности. Главным частным собственником являлось дворянство. Географическими центрами владения этой группы были центральная Россия, Украина, Урал и Белоруссия. Около половины площади частных земель составляли сельскохозяйственные угодья.

     В течение второй половины XIX – начала XX вв. в структуре российского землевладения и землепользования произошли существенные изменения. В целом выросла площадь частных земель (на 8,2%), главным образом в западных местностях, расположенных в нечернозёмной полосе. В составе частных владений сократилась доля земель в личной собственности, в основном за счёт дворянских угодий. В то же время, доля купцов, мещан и крестьян возросла.

     Данный период отличается сокращением и абсолютных размеров, и относительной доли дворянского землевладения. С 1877 по 1905 гг. его площадь в Европейской России уменьшилась почти на 20 млн. дес., а удельный вес упал с 18 до 13%. Наиболее резкое сокращение дворянского землевладения произошло на севере и юго-востоке, где его доля была очень мала, а также в районах интенсивного развития аграрного и промышленного капитализма – на северо-западе, в промышленном центре и степном юге [2, c. 87].

     Общество взаимного поземельного кредита было частным кредитным учреждением, собственный капитал которого состоял из уставного капитала, величиной не менее 5% номинальной стоимости закладных листов, находящихся в обращении. Этот капитал создавался за счёт паёв членов общества, т.е. физических лиц, которые одновременно выступали в роли заёмщиков и залогодателей. Главным источником получения средств для кредитования была эмиссия закладных листов сроком до 56 лет.

     Размещение закладных листов производилось, прежде всего, на зарубежных фондовых рынках. Для того, чтобы перед угрозой инфляции российского рубля, обезопасить вложения иностранных инвесторов в закладные листы и чтобы данные облигации могли обращаться одновременно на внутренних рынках нескольких государств, общество выпустило долговые обязательства с номиналом как в российских рублях, так и в иностранной валюте.

     Неплатежи со стороны заёмщиков привели в 1891 г. к ликвидации общества и передаче его активов и пассивов на баланс особого отдела Государственного дворянского земельного банка.

     В целом же к началу 1880-х гг. в России была создана эффективно работающая кредитная банковская система, включавшая в себя сеть акционерных земельных банков. В мае 1871 г. был основан первый в стране акционерный земельный банк – Харьковский. Крупнейшими земельными банками в тот период были: Полтавский, Петербургско-Тульский, Московский, Бессарабско-Таврический, Нижегородско-Самарский. Акционерные банки имели бессословный характер, но преимущественно обслуживали помещиков.

     За банками были закреплены определённые территории, иногда взаимопересекающиеся. Они функционировали, практически не конкурируя между собой. В целом банковская деятельность охватывала территорию всей Европейской России, за исключением Прибалтики и Царства Польского, где в основном действовали местные кредитные учреждения. Главными районами деятельности земельных банков были территории, характеризующиеся высоким уровнем развития аграрного капитализма – западные и южные губернии, на которые в конце XIX в. стабильно приходилось 2/3 общей суммы ссуд, выданных акционерными земельными банками.

     В начале 1880-х гг. были созданы Государственные банки, имеющие сословную специфику. 

     В 1882 г. государство создаёт Крестьянский земельный банк, основной цель которого стало «предоставление крестьянам малоземельным или безземельным способов приобретать землю в количествах, достаточных для обеспечения их быта и для выполнения обязанностей перед правительством». 

     В связи с этим следует вспомнить, что в начале реформы 1861 г. крестьяне поучили недостаточные для ведения сельского хозяйства наделы земли, меньшие по размерам, чем при крепостном праве. В процессе перераспределения от той земли, которая находилась до реформы в фактическом пользовании крестьянских хозяйств, в 15-ти губерниях нечернозёмной полосы было отрезано около 10%, а в 21-ой губернии чернозёмной полосы – 26%.

     К 1905 г. надельные крестьянские земли занимали уже 138 млн. дес. или 35% всей территории Европейской России и в основном были представлены сельскохозяйственными угодьями, составляющими ядро крестьянского землепользования. Большую часть надельных земель составляли пашни (54%), площадь которых составляла 2/3 всех обрабатываемых земель европейской части России. Именно обрабатываемым землям уделялось наибольшее внимание в процессе перераспределения угодий в данный период.

     В целом за пореформенный период площадь надельных земель в Европейской России выросла на 5,6% в основном за счёт покупки крестьянами земель у помещиков. Наибольший прирост площади этой категории земель пришёлся на восточные части лесной зоны и, прежде всего, на Пермскую, Вятскую и Вологодскую губернии.

     Важной стороной развития земельных отношений в пореформенный период было выделение подворного землевладения, позволявшее крестьянину свободнее распоряжаться своим участком земли. Этот процесс способствовал перераспределению надельной земли, дальнейшему расслоению крестьянства и выделению в его среде наиболее инициативных работников. Согласно данным статистики, в Европейской России на общинном праве действовало 135 тыс. общин с 8680 тыс. дворов, в распоряжении которых находилось 91,2 млн. дес. надельной земли. Всего около 20% крестьянских хозяйств Европейской части России использовали преимущества подворного землевладения, которое нарастало с востока на запад [3, c. 68].

     По уставу Крестьянского банка, ссуды выдавались сельским товариществам или отдельным хозяевам на срок 24 или 34 года. С 1895 г. банку разрешалось не только кредитовать крестьян для покупки земли, но и выдавать ссуды под залог участков, приобретаемых при его посредничестве. Возможность ссуды предоставлялась всем крестьянам для приобретения земли в собственность, а размер ссуды устанавливался от 60 до 90% рыночной стоимости участка при сроках погашения от 13 лет до 15 года.

     Крестьянскому банку также разрешалось покупать имения за собственные средства. Банк скупал по чрезвычайно выгодным для дворян ценам их земли для продажи крестьянству (81,2% частных крестьянских земель было куплено при его содействии). С момента открытия банка до 1906 г. крестьяне приобрели через него 8276 тыс. дес., т.е. треть приобретённой ими площади по всем источникам финансирования.

     Наряду с убылью дворянского землевладения разраставшийся экономический кризис приводил к острой нужде в финансовых средствах и для дворянства. Возникала необходимость в получении займов в государственных и частных банках под залог земельной собственности. Залоговые операции принимали массовый характер, и количество их быстро увеличивалось [4, c. 220].

     Для поддержки дворянства правительство в 1885 г. учредило Дворянский земельный банк, деятельность которого в 1887 г. распространялась на 36 губерний Европейской России. По уставу банка ссуды под залог земли выдавались только потомственным дворянам. Срок ссуды устанавливается в 48 и 36 лет (позже – 51 год и 38 лет), размер ссуды, как правило, не превышал 60% стоимости имения (в редких случаях 75%).

     Отчёты всех ипотечных земельных банков имели схожую структуру. Как правило, первую часть составлял баланс, характеризующий наличие финансовых средств на момент окончания операционного года, сведения об оборотах по статьям баланса, счёт прибылей и убытков за истекший период, перечень принадлежащих банку ценных с их оценкой по курсовой стоимости. Вторая часть отчёта содержала ежегодные сведения о ссудах, выданных под залог недвижимости (для акционерных банков выделялись городские и сельские ссуды), при этом указывалось на размеры выданных ссуд, площадь заложенных земель и количество заложенных имений [5, c. 54].

Итак, к концу 1880-х гг. в стране сложилась эффективная система ипотечного кредитования, просуществовавшая до 1917 г. Дворяне и крестьяне становились заёмщиками земельных банков. В процессе перераспределения земельных участков, сделкам по купле-продаже земли предшествовали залоговые операции. Очень часто средств, полученных в ходе выкупной операции, было недостаточно для развития хозяйства. Перестройка помещичьей экономики требовала и капитальных вложений, и постоянного пополнения оборотных средств для оплаты наёмного труда, реализации продукции и других расходов. Обладая недвижимостью, можно было сравнительно легко получить большие ссуды на длительные сроки.

 

26. Охарактеризуйте порядок создания, особенности деятельности и упразднение Народного банка Российской Советской Республики.

 

После принятия декрета ВЦИК от 27 декабря 1917 г. «О национализации банков» Государственный банк вместе с бывшими частными банками был пре-образован в Народный банк Российской Советской Республики118. Однако про-цесс ликвидации банков и составления банковской отчетности и документации затянулся: требовались специалисты, знающие банковское дело. Сопротивление банковских работников, не желавших передавать документы в полном объеме, затянуло процесс передачи дел до апреля 1918 г. В 1918 г. возобновил работу Учетно-ссудный комитет Петроградской конторы, естественно, уже в другом составе: кроме двух-трех работников Госбанка, в него входили представители Петроградского Совдепа, фабрично-заводских комитетов, профсоюзов, ВСНХ и др. Комитет рассматривал вопросы предоставления кредитов и определения их размеров, в основном промышленным предприятиям страны, большинство которых было расположено в Петрограде. Кредиты выдавались под обеспечение имущества заводов и фабрик и предназначались прежде всего для расчетов с рабочими и служащими, а также для закупки сырья и выполнения заказов.

 

После переезда в марте 1918 г. Советского правительства в Москву началась подготовка к эвакуации Народного банка. В апреле его центральное управление покинуло Петроград. Переезд банка оказался весьма сложным делом, особенно в условиях начавшейся Гражданской войны. В бывшей столице из-за затянувшегося переезда продолжало функционировать учреждение под названием

 

Народный банк в Петрограде с оставшимися здесь отделами, службами и ценностями. Лишь в октябре 1918 г. большая часть отделов и служб Народного банка перебазировалась в Москву. Народный банк в Петрограде прекратил свое существование. 15 октября 1918 г. Петроградская контора была преобразована в Северо-областную окружную контору Народного банка. Первоначально Народный банк РСФСР кредитовал государственные, кооперативные и частные предприятия и организации и осуществлял расчеты в народном хозяйстве. Преимущество при кредитовании имели национализированные предприятия. Если финансовое состояние этих предприятий было напряженным, банк выдавал им беспроцентные ссуды. Государственным продовольственным органам предоставлялись кредиты на закупку хлеба и других сельскохозяйственных продуктов. Но основной задачей банка была эмиссия денежных знаков. С ноября 1918 г. на отделения (конторы) Народного банка возложено было осуществление операций казначейств по приему государственных доходов, специальных средств и депозитов, а также производство расходов из указанных средств. В конце 1918 г. в ведение Народного банка РСФСР из Наркомфина перешли Кредитная канцелярия с Экспедицией заготовления государственных бумаг. Происходила натурализация экономических отношений и жесткая централизация распределения материальных ресурсов в годы Гражданской войны, что привело к сокращению функций кредитной системы. В апреле 1918 г. был введен товарообмен в государственном масштабе. В марте 1919 г. все государственные предприятия были переведены на бюджетное финансирование, были ликвидированы все их обязательства, в том числе задолженность по полученным кредитам. В результате Народный банк РСФСР стал кредитовать только ненационализированные предприятия и кооперацию. С января 1919 г. все взаимные расчеты между советскими учреждениями, а также национализированными и находящимися под контролем ВСНХ, Наркомпрода и прочими предприятиями должны были производиться без участия денежных знаков, за исключением расчетов на сумму не выше 5000 руб. В этот период Народный банк почти пере-стал являться центром безналичных расчетов, поскольку объемы проводимых им безналичных расчетов между государственными предприятиями были не-большими, расчеты велись с государственным бюджетом в порядке сметного финансирования предприятий и зачисления на счета бюджета их доходов. Основная направленность изменений, происходивших в организации бан-ковской деятельности, была отражена в Программе РКП(б) от 18–23 марта 1919 г., согласно которой в области банковского дела и денежного обращения на первый план выдвигались следующие принципы: «1) монополизация всего банковского дела… 2) радикальное изменение и упрощение банковских операций путем пре-вращения банковского аппарата в аппарат единообразного учета и общего сче-товодства Советской республики. По мере организации планомерного общест-венного хозяйства это приведет к уничтожению банка и превращению его в цен-тральную бухгалтерию коммунистического общества.

 

…Опираясь на национализацию банков, РКП стремится к проведению ря-да мер, расширяющих область безденежного расчета и подготавливающих уничтожение денег: обязательное держание денег в народном банке; введение бюджетных книжек, замена денег чеками, краткосрочными билетами на право получения продуктов и т.п.»119. В июне 1919 г. из Бухгалтерского Отдела Департамента Государственного Казначейства был образован Бюджетный отдел Центрального Управления Народно-го банка. В Центральную бухгалтерию Народного Банка была передана работа по составлению предварительной отчетности по исполнению росписи и кассового от-чета, а также по ведению общего счета государственных доходов и расходов. В результате Народный банк РСФСР трансформировался в учреждение, которое наряду с финансовыми органами обслуживало в основном бюджетные операции. Функционирование двух параллельных структур было нецелесооб-разным. В конце 1919 г. филиалы Народного банка РСФСР были реорганизова-ны в подотделы губернских и уездных финансовых органов, а 19 января 1920 г. Народный банк РСФСР был упразднен. Его активы и пассивы были переданы специально организованному Центральному бюджетно-расчетному управлению Наркомфина, которое и приступило к осуществлению банковских операций, со-хранившихся после ликвидации Народного банка. К этим операциям относи-лись: эмиссия и распределение денежных знаков, международные расчеты, кре-дитование промысловой кооперации, прием вкладов и взыскание долгов, приня-тых на баланс бывшего Народного банка РСФСР.

 

35. Охарактеризуйте реорганизацию системы банков долгосрочных вложений и деятельности Госбанка СССР во второй половине 1950-х годов

Во второй половине 50-х гг. ХХ в. серьезные преобразования коснулись специальных банков. Коротко суть преобразований сводилась к сокращению количества банков. С января 1957 г. прекратил операции Торгбанк. Это было вызвано, прежде всего, тем, что несколько ранее была ликвидирована промысловая кооперация, предприятия которой составляли значительную часть клиентуры данного банка. Остававшуюся клиентуру передали Цекомбанку и Сельхозбанку.

Позднее Сельхозбанк и Цекомбанк с системой коммунальных банков бы-ли упразднены на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1959 г. «О реорганизации системы банков долгосрочных вложений». В рамках проведенных преобразований функции упраздненных банков были переданы Госбанку и Промбанку, причем последний был реорганизован во Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений Стройбанк СССР. Все долгосрочные операции, выполнявшиеся Цекомбанком и местными коммунальными банками, перешли к Стройбанку, а операции по краткосрочному кредитованию и осуществление расчетно-кассовых операций коммунальных предприятий и организаций жилищного хозяйства были переданы отделениям Госбанка. Операции Сельхозбанка по финансированию капитальных вложений в хлебопродуктовые предприятия и организации были переданы Стройбанку, а все остальные долгосрочные операции Сельхозбанка169 были переданы Госбанку. Таким образом, произошел отход от политики четкого разграничения краткосрочных и долгосрочных операций между Госбанком и спецбанками, поскольку Госбанку были переданы функции по финансированию и долгосрочному кредитованию сельского хозяйства. Подобное решение обосновывалось среди прочего и тем, что Госбанк и до этого момента осуществлял подобные операции по поручению Сельхозбанка. C 1960 г. Госбанк начал составлять планы кредитования долгосрочных вложений. Еще одним преобразованием в организации деятельности банковской системы стало создание Российской республиканской конторы Госбанка СССР, осуществленное в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 20 января того же 1959 г. Осуществленные изменения в организации банковской системы привели к повышению роли Госбанка СССР, что и получило отражение в новом Уставе Госбанка, утвержденном 29 октября 1960 г., позднее — в августе 1961 г. — Правлением Госбанка было принято Положение об учреждениях Госбанка СССР. Таким образом, в стране осталось три банка: Госбанк СССР, Стройбанк и Внешторгбанк СССР. Госбанк и Стройбанк совершали операции на внутреннем рынке, Внешторгбанк — на внешнем.

 

44) Охарактеризуйте развитие кредитных организаций на Дону до 1917г.

Создание Ростовской конторы Государственного банка активизировало про-цесс развития системы кредитных учреждений на Дону. В Донской области в пе-риод с 1863 по 1899 гг. были открыты городские общественные банки, отделения Государственного Дворянского земельного банка и Крестьянского поземельного банка в г. Новочеркасске, кроме того, были созданы и действовали региональные банки: Сельско-Хозяйственный и Промышленный в Ростове-на-Дону (просущест-вовал этот банк лишь 11 лет: с 1899 до 1910 гг.182), Азовско-Донской коммерче-ский банк (в 1871 г. был открыт в Таганроге), Ростовский-на-Дону Купеческий банк (можно говорить о том, что этот утвержденный в 1893 г. банк находился под контролем французских банков, поскольку 45 % его акций принадлежало фран-цузскому капиталу), Ростовский-на-Дону коммерческий банк (период его деятель- ности был недолгим: с 1871 по 1876 гг.183). Действовало также отделение Петер-бургско-Азовского коммерческого банка (работавшего с 1887 по 1902 гг. и прекра-тившего свою деятельность в связи с несостоятельностью184). Наряду с ними были открыты отделения ряда столичных банков: Волжско-Камского коммерческого банка, Петроградского частного коммерческого банка, Северного коммерческого банка (с 1910 г. ставшего Русско-Азиатским). Наряду с банковскими учреждения-ми в течение указанного периода возникли общества взаимного кредита, сберега-тельные кассы, а также ссудо-сберегательные товарищества.

Городские общественные банки в Ростове-на-Дону и Таганроге были откры-ты в 1863 г., в Нахичевани-на-Дону — в 1894 г. Основной капитал Ростовского-на-Дону городского общественного банка был создан из запасного капитала г. Росто-ва-на-Дону, но в дальнейшем от 10 до 20 % чистой прибыли отчислялись на со-ставление резервного капитала и покрытие расходов на содержание банка, осталь-ная же часть направлялась в доход города. В процессе проведения своих операций (к которым относились: прием вкладов, учет векселей и выдача ссуд под залог то-варов и недвижимости, а также драгоценных и других неподверженных порче ве-щей) общественные банки руководствовались Положением о городских общест-венных банках от 6 февраля 1862 г., в соответствии с которым они должны были состоять при местных городских думах или заменяющих их учреждениях и отчи-тываться перед ними о своих действиях.

Развертыванию торговли на Дону во второй половине XIX в. в значительной степени способствовали многочисленные общества взаимного кредита.

Устав Ростовского-на-Дону Общества Взаимного Кредита был утвержден в 1867 г. (работало это общество вплоть до 1920 г.), а начало работы относится к 1869 г. Ростовской конторе Государственного банка было предоставлено «право принимать к учету векселя и другие срочные обязательства, предоставляемые ей от правления данного общества, за подписью членов правления его, под поручитель-ство общества и в течение первых пяти лет со времени учреждения общества взи-мать с предоставляемых правлением его ценных бумаг к учету по полупроценту менее против определенного в конторе общего по учетным операциям процента».

В уставе Новочеркасского общества взаимного кредита, начавшего свою ра-боту в 1872 г., указывалось, что общество имеет целью посредством учета срочных обязательств доставлять лицам всякого звания, занимающимся торговлей и други-ми промыслами, необходимые им капиталы в размере, соответствующем степени благонадежности каждого лица.

К концу XIX века появился еще ряд обществ взаимного кредита: Таганрог-ское — в 1870, Нахичеванское — в 1872, Ростовское общество приказчиков — в 1872, Александровск-Грушевское — в 1898 и Константиновское — в 1900-х гг.

К началу 1911 г. на Дону действовало уже 26185 обществ взаимного кредита (из которых 11 были отнесены к разряду городских, а остальные 15 являлись про-винциальными), и по количеству ОВК Донская область занимала пятое место в Российской империи.

В 1911 г. на Дону действовало 213 учреждений мелкого кредита187. Утвер-ждением уставов и другими вопросами, касающимися деятельности данных учре-ждений, занимался Донской Областной Комитет по делам мелкого кредита. Во-просами же, связанными с проверкой имущественного состояния, возможностью предоставления краткосрочных кредитов товариществам, а с 1910 г. и кредитов в основной капитал,188 занималась Инспекция мелкого кредита Ростовской конторы Госбанка. Решения вопросов о кредитовании принимались на основании анализа, проведенного инспекторами уже на заседаниях Учетного комитета Ростовской конторы Госбанка. Учреждения мелкого кредита существовали в различных фор-мах: в основном ссудо-сберегательные и кредитные товарищества. Так, в частно-сти, еще с 1906 г. действовало Ростовское ссудо-сберегательное товарищество для евреев-ремесленников и мелких торговцев189. К 1913 г. работали также: ссудо-сберегательное товарищество в г. Нахичевани, ссудо-сберегательная касса (пенси-онная касса служащих Владикавказской железной дороги), ссудо-сберегательно-вспомогательная касса служащих в учреждениях Ростовского-на-Дону Городского Общественного Управления.

Значительное распространение на Дону получило ипотечное кредитование. Надо отметить, что перечень донских ипотечных учреждений в полной мере соот-ветствовал системе ипотечного кредита, сложившейся в России к началу XX в. Донской земельный банк был открыт в Таганроге в 1873 г. и имел свой филиал в Ростове. Конкурировал с ним Харьковский земельный банк, открытый в 1872 г. в Харькове и распространивший свои действия и на область Войска Донского. С начала 80-х гг. XIX в. на Дону уже начали действовать Крестьянский по-земельный банк, Дворянский земельный банк и другие банковские конторы и представительства в Ростове, Нахичевани, Таганроге и Азове. В 1883 г. было от-крыто Донское отделение Крестьянского поземельного банка в г. Новочеркасске. Сфера его деятельности распространялась на Ставропольскую губернию и облас-ти: Донскую, Кубанскую и Терскую. Банк выдавал ссуды сельскохозяйственным товариществам, а также отдельным крестьянам и мещанам. Ссуды банком выдава-лись на срок более 50 лет. Банк играл важную роль в аграрной реформе Петра Сто-лыпина, начавшейся с указа от 9 января 1906 г.. Донское отделение Государственного Дворянского земельного банка было открыто в 1885 г. также в Новочеркасске. Отделение работало на той же террито-рии, что и отделение Крестьянского поземельного банка. Ссуды банком выдава-лись под залог имений, в случае недоимок по ссудам осуществлялась продажа имений с торгов. Донскому отделению Дворянского земельного банка было пре-доставлено право устанавливать цены на землю в области войска Донского.

Еще одним видом учреждений ипотечного кредита в России были кредит-ные общества. И в январе 1904 г. было создано Ростовское на Дону городское кре-дитное общество, инициатором учреждения которого было Городское Управление. Облигации кредитных обществ в России к этому времени уже стали пользоваться довольно устойчивым спросом, в том числе благодаря тому, что конторы Госбанка приобретали эти ценные бумаги. В течение первых шести лет своей деятельности (1904–1909) Ростовское на Дону городское кредитное общество поступательно-незначительными темпами наращивало объемы своих ссудных операций, однако, начиная с 1910 г. вплоть до 1914 г., темпы роста объемов выдаваемых ссуд были столь высокими, что за этот период они возросли в 16 раз190. Но основную роль в развитии торговли уже стали играть донские банки и их отделения: как в городах, так и на периферии.

Одним из крупнейших банков России являлся Азовско-Донской. Открыт он был в 1871 г., но не в Ростове, а в Таганроге. Уже на 1 января 1899 г. Азовско-Донской коммерческий банк занимал пятое место191 в России по размеру активов.

К началу 1914 г. был отмечен стремительный рост сберегательных касс как в Ростове-на-Дону, так и в городах и станицах Донской области. «Были образованы почтовые кассы в станицах Константиновская, Ниже-Кундрюченская, Семикара-корская, Николаевская, Кашары, Кагальницкая, Аксайская, Мелеховская, Егор-лыкская, Крымская, в слободе Орловка, на станциях Каменская, Миллерово и др. Подобные кассы были также в Азове, Нахичевани-на-Дону, станице Атаманская, слободе Покровская, Таганроге. В частности, при заводах Таганрогского металлур-гического общества в г. Таганроге были фабрично-заводские отделения кассы. На территории Донской области размещались станционные отделения касс разных областей»196.

Наличие у населения значительного количества бумажных денег привело в начале Первой мировой войны к необычайному приросту вкладов в кредитных учреждениях, особенно в сберегательных кассах — до 540,3 млн руб. в 1915 г.

Нехватка у государства средств привела к необходимости разместить на внутрен-нем рынке громадные выпуски различных займов. К приему подписки на них были привлечены в том числе общества взаимного кредита, городские общест-венные банки, учреждения Дворянского земельного и Крестьянского поземельно-го банков. Таким образом, к 1917 г. банковская деятельность на Дону получила дос-таточно широкое распространение, наблюдалось значительное видовое разнооб-разие кредитных учреждений. Свою деятельность активно развивали государст-венные и частные кредитные учреждения. В числе последних были как донские, так и столичные банки, а также банки других регионов. Все это свидетельство-вало о высоком уровне экономического развития Донской области.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *